Разное
Контактная информация
г.Воронеж, ул. 20 лет Октября, 119
Дом быта, 1-ый этаж Магазин "Мир Сокровищ"
тел. (4732) 22-39-79

Рисунки, которые стали антиквариатом. Антиквариат

Теперь давайте вернемся снова на полвека назад. Скандал связанный с Вакером, отпугнул собирателей и антикваров от Ван Гога. Этим, по всей видимости, и объясняется тот факт, что фюреру (чьим любимым художником был именно Ван Гог), никто не попытался продать ни одной картины этого мастера. Подобная "честь" выпала другому человеку. Некто Антониус Ван Меегерен после Второй Мировой Войны был обвинен в коллаборационизме и продаже работ старых голландских мастеров фашистам.

Так, он продавал Герингу картины Вермеера, и сумма этих продаж составила 5 миллионов гульденов. На суде Меегерен сделал сенсационное заявление: он продавал не антиквариат Вермеера, а свои собственные работы - фальсификации под Вермеера. Ван Меегерен долгие годы посвятил постижению художественной техники Вермеера, композиции, сюжетов и мотивов его картин, изучал химический состав красок, которыми пользовался художник. Кроме того, он изучал историю тех времен, и настолько глубоко погрузился в личность Вермеера, что его художественное мышление стало единым с мышлением знаменитого голландского мастера. В течение веков Вермеер был забыт, и лишь во второй половине 19 века он вновь стал популярным, когда импрессионисты заметили родство светоносной палитры Вермеера с собственными исканиями. Собственно, благодаря импрессионистам на него и обратили внимание; до этого Вермеер не был слишком интересен, так как для своих работ он брал обыденные, бытовые сюжеты.

Лишь в раннем, еще итальянском периоде творчества антиквариат он обращался к мифологическим мотивам. Этим и решил воспользоваться Ван Меегерен. Он, так сказать, "восполнил лакуну", написав несколько картин на религиозную тему в духе Вермеера. И тем самым поставил специалистов в тупик. Они были и озадачены, и восхищены одновременно. Ван Меегерен сделал чрезвычайно точный расчет на тщеславие искусствоведов, которым представилась возможность "открыть" Вермеера с новой стороны. Афера вряд ли была бы раскрыта до сих пор, если бы не признание самого Ван Меегерена, которого и по сию пору считают непревзойденным мастером фальсификации.

История Ван Меегерена уникальна в том смысле, что это один из тех редких случаев, когда сами творцы становились продавцами своих фальшивых шедевров. И здесь нужно четко разбираться в мотивации. Если для всех этих Вакеров, Фазоли и Палези, живопись - просто бизнес, источник доходов, и при других обстоятельствах они стали бы торговать чем угодно, то для людей, подобных Меегерену, живопись была условием жизненной реализации. Можно смело сказать, что Меегерен - из тех людей, кто родился не в свою эпоху. Он любил реалистическую живопись, любил натуру, и, родись он в 17 веке, когда ценилось умение хорошо рисовать, живописать жизнь, он был бы востребован, богат и знаменит. Но его период жизни и творчества пришелся на "время беспредметной разрухи" - по выражению И. Э. Грабаря.

В 20 лет Меегерен выиграл голландский конкурс классического рисунка; однако это ему ничего не дало. Всю жизнь он был простым преподавателем рисования, и получал нищенское жалование. Он пытался изображать современную ему жизнь классическими методами, но это получалось поверхностно и неубедительно, так как сама натура не соответствовала ни масштабам его таланта, ни глубине его стремлений. Самым дорогим и модным голландским художником в то время был Пит Мондриан, творчество которого антиквариат, по сути, не что иное, как перепевы русских супрематистов. Его картины состоят из горизонтальных и вертикальных цветных полос на белом фоне. Причем сам Мондриан настолько автоматизировал процесс своей "живописи", что сначала расчерчивал холст на полоски, а потом заклеивал их кусками бумаги и раскрашивал, как это делают маляры при окраске стен, чтобы получились идеально ровные линия. Так что действия Ван Меегерена были своеобразной местью лицемерной художественной общественности.

Подобные случаи на самом деле не редкость. В 1939 году итальянский крестьянин, распахивая землю на своем поле, нашел антиквариат, превосходную античную статую Венеры, которую эксперты датировали началом I века нашей эры. Находку с чрезвычайной помпой представили в одном из римских музеев. После этой громкой презентации в прессе выступил малоизвестный итальянский скульптор Кремонезе, который доказал, представив недостающие детали, что это именно он изваял скульптуру и зарыл ее на этом участке ровно год назад, в 1938.

Сделал он это лишь для того, чтобы доказать: его художественное мастерство ничем не уступает искусству скульпторов древности, и привлечь интерес публики к своему творчеству. Что же касается Вермеера, то афера Меегерена надолго отвратила антикваров и аукционистов от продажи и покупки его картин. Лишь в 2004 году одна из работ, которая ранее определялась как фальшивка под Вермеера, после долгих экспертиз была признана оригиналом и продана на Сотбис в 2004 году за 42 миллиона долларов.

<<<предыдущая












Rambler's Top100

Яндекс цитирования



Создание сайта Воронеж

Продвижение сайта Воронеж

Поддержка сайта Воронеж

Раскрутка сайта Воронеж